ДЗ второго полугодия

Спецкурс
для 11 класса

Материалы для работы во втором полугодии

Задания приведены в обратном порядке

2015/2016


Краткие условные обозначения основных учебников:;

1) стандартные учебники под ред. Пономаревой — Б-6, Б-7, Б-8, Б-9, Б-10 и Б-11;
2) учебник общей биологии Каменского, Криксунова, Пасечника — ОБ;
3) ЕГЭ. Биология.Универсальный справочник. Садовниченко — УС ;
4) трехтомник Грина-Стаута-Тейлора —ГСТ-1, ГСТ-2, ГСТ-3;
5) наши учебные тексты — Д-1, Д-2, Д-3 и т.д

Краткие условные обозначения типа заданий:;
А - обязательные, Б - рекомендуемые, В - дополнительные.
Не выполнив задания типа А, не беритесь за остальные!
Обратите внимание, задания А – это только для сдачи ЕГЭ! Для успеха на олимпиадах нужно побольше...



25. ДЗ на 06.05.
"Антропогенез"
Планируется итоговая КР по теме "Антропогенез".
Возможные вопросы можно посмотреть ЗДЕСЬ. Обратите внимание, что в конце текста дан ответ на один из вопросов. Вопросов много, но все обсуждались
Рекомендации по подготовке:
распечатайте файл с вопросами, положите его перед собой, откройте последний вариант нашей презентации и УС, раздел 6.5, стр. 391-398;
найдите в учебных материалах ответ на каждый вопрос, выучите его и отметьте в списке крестиком;
двигайтесь в порядке заданного списка!
Если хотите получить высокий балл на ЕГЭ, то после завершения основной работы поработайте еще с презентациями+тренажерами.

24. ДЗ на 22.04.
"Членистоногие".
  1. Планируется итоговая ПР по теме "Членистоногие"

23. ДЗ на 19.04.
"Теория эволюции". "Ракообразные"
  1. Планируется еще один повтор(( КР по теории эволюции, см. УС, 6.1, 6.2, 6.3 + стр. 379-381, подробнее см. старые ДЗ на 05.04 и 12.04. Обратите внимание на типы изоляции и видообразования!
  2. Выучить общие признаки членистоногих (УС, стр 239-240 +тетрадь). разобраться в разнообразии ракообразных (УС, стр. 241-242+ Медников), выучить значение ракообразных в биосфере и в практической жизни человека, см.УС, стр.242

22. ДЗ на 15.04.
"Моллюски"
  1. Подготовиться к КР по теме "Моллюски"
    A — УС, стр. 237-239, конспект + презентация к уроку+тренажер по теме "Моллюски"
  2. Прочесть текст "ЧАРЛЗ ДАРВИН И ДОЖДЕВЫЕ ЧЕРВИ"
  3. Упражн. Про каждый из изученный типов беспозвоночных напишите пару фраз о роли животных этого типа в биосфере и о их значении для человека

21. ДЗ на 12.04.
"Доказательства эволюции. Адаптации. Основные направления"
Планируется вторая контрольная в стиле ЕГЭ по теории эволюции.
Предполагаемые темы и материалы для подготовки.
  1. Доказательства эволюции
    Нужно уметь перечислить основные доказательства, уметь пояснить,что, собственно говоря, они доказывают, приводить примеры. Нужно знать значение терминов "переходные формы", "филогенетические ряды", "параллелизм", "биогеография", "реликты", "эндемичные виды", "параллелизмы", "конвергентная эволюция", "гомологичные органы", "аналогичные органы", "рудименты", "атавизмы"
    Нужно уметь формулировать закон Бэра и биогенетический закон
    Материалы
    A — УС, раздел 6.3, конспект в тетради+ презентация к уроку 5.04 (см. почту), тренажер для 10 класса "Доказательства эволюции"
    B — ГСТ, раздел 26.7
  2. Адаптации
    Нужно уметь приводить примеры разных адаптаций растений или животных (биохимических, физиологических, анатомических, морфологических, поведенческих).
    Материалы
    УС, раздел 6.3, конспект в тетради
    B — примеры покровительственной окраски и формы животных
  3. Основные направления эволюции
    Нужно знать значение терминов "биологический прогресс", "биологическая стабилизация"и "биологический регресс", "арогенез", "аллогенез", "катагенез", "ароморфоз", "идиоадаптация", "дегенерация"
    Материалы
    УС, стр. 379-381 +конспект

20. ДЗ на 8.04.
"Черви"
Планируется КР по темам "Нематоды" и "Кольчецы"
Материалы для подготовки
  1. УС,стр. 234-237 (обратите внимание на описание выделительной системы первичнополостных червей, сравните с конспектом:-));
  2. конспект + наша презентация Nematoda2016.pdf, см. почту + про нематод - паразитов человека см. нашу презентацию про гельминтов, см. почту;
  3. атлас "Черви.Моллюски";
  4. презентации и тесты в тренажере по темам "Круглые черви" и "Кольчатые черви"

19. ДЗ на 5.04.
"Теория эволюции,1"
Предполагается КР по темам "Понятие вида. Критерии вида. Популяция" и "История представлений об эволюции. Теория Дарвина, ее основные положения. Синтетическая теория эволюции, ее основные положения. Элементарные факторы эволюции"
Материалы для подготовки
  1. УС, разделы 6.1 и 6.2 +конспект в тетради +табл "Критерии вида" (см. почту);
  2. презентации в тренажере(см. папку для 10-го класса, раздел "Эволюционное", первые три презентации) + тренажеры для 10-го класса, раздел "Эволюционное учение", тесты №№ 1,2,4;
  3. дополнительно - ГСТ, т.3, глава 27 целиком и стр 278-284 (история теории эволюции)

18. ДЗ на 25.03.
"Кишечнополостные"
  1. Выполнить работу над ошибками в ПР "Простейшие"
    • выучить значение терминов "возбудитель" и " переносчик", см википедию или биологический словарь
    • выучить различия в содержимом макро- и микронуклеуса, см. учебный файл
  2. Подготовиться к КР по теме "Простейшие. Общая характеристика настоящих многоклеточных животных. Кишечнополостные". Для этого нужно сделать следующее
    • доучить, что не доучили в прошлом задании про простейших
    • A — проработать УС, стр. 228-231;
    • A — прочесть свой конспект и просмотреть презентацию к уроку;
    • A — проработать презентацию "Кишечнополостные" и пройти соответствующий тест в тренажере;
    • В — прочесть раздел, посвященный кишечнополостным, в книге Медникова
    • В — прочесть очерк о коралловых рифах

17. ДЗ на 22.03.
"Селекция"
Подготовиться к КР по теме "Селекция". Возможные типы вопросов:
  • что называют селекцией? основные этапы ее развития;
  • кратко опишите значение работ Н.И.Вавилова для развития отечественной селекции
  • назовите центры происхождения культурных растений по Вавилову; из какого центра происходит культура X? какие культурные растения произошли из центра Х?
  • дайте краткую характеристику работ Мичурина и его методов (см. присланную по почте презентацию)
  • в чем суть закона гомологических рядов?
  • дайте краткую характеристику основным схемам гибридизации - что такое отдаленная гибридизация?привести примеры; что такое аутбридинг и инбридинг, для чего их используют; что такое гетерозис?
  • сравните искусственный и естественный отбор (см. тетрадь)
  • сравните селекцию растений и селекцию животных (см. тетрадь)
Для подготовки к КР нужно сделать следующее.
  1. A — внимательно прочесть УС, раздел 3.8 (стр 134-140), выполнить тест в конце раздела. Это минимум!
  2. A — проверить, знаете ли вы ответы на вероятные вопросы, если нет, используйте ваш конспект для подготовки к ответам
  3. B — проработать две презентации из 5-го пакета тренажера по темам "Селекция растений" и "Селекция животных", а затем пройти тесты 01, 02 и 04 в разделе "Основы селекции" новой порции тренажера

16. ДЗ на 18.03.
"Простейшие"
Предполагается небольшая контрольная работа по темам "Простейшие" и"Губки"
Для подготовки к ней необходимо
  1. A — проштудировать УС, стр 222-228, параллельно с просмотром презентации, проработанной в классе. Это минимум!
  2. A — пройти тест "Простейшие" в тренажере
  3. B — прочесть в книге Медникова разделы про трихоплакс и губки и проработать презентацию "Пластинчатые" в тренажере

12. ДЗ на 26.02.
"Систематика покрытосеменных"
  1. Проработать презентацию "Плоды и семена", еще раз внимательно рассмотреть картинки в файле,пройти тест "Плоды и семена".
  2. Выучить различия между двудольными и однодольными
  3. Проработать 2 презентации, посвященные семействам, №№12-13. Выучить основные характеристики семейств по выданной в классе таблице. Посмотреть картинки про злаки. Пройти тесты №№ 8,10,11 в разделе "Многообразие"

  4. Дополнительно
  5. Тесты 15 и 16 в том же разделе
  6. Внимательно прочесть текст "Фитоценозы"(см. почту). Выделенные жирным шрифтом понятия научиться объяснять своими словами
  7. Выучить примеры растений-паразитов

11. ДЗ на 23.02.
"Цветок и плод"
  1. Внимательно изучите раздел 21.5 в ГСТ («Половое размножение у цветковых растений», т3, стр. 56-71).
    Предполагается небольшая КР по материалу этого раздела
  2. Доделайте строчки для березы, гороха и пшеницы в таблице из предыдущего задания
  3. Создайте в формате Word таблицу "Коэволюция цветка и агентов опыления" по приведенному ниже образцу. Информацию берите только из текста, страницы 205-216
    ОпылителиЧто опылитель ищет в цветкеАдаптации цветка к данному типу опылителя
    ЖукиПищу - богатые белками питательные тельца, пыльцу Невзрачные или белые цветки с сильным фруктовым запахом или неприятным для человека запахом брожения
  4. Пройдите тест "Цветок"

    Остальное для олимпиадников
  5. Создайте в формате Word таблицу "Экологические группы растений" по приведенному ниже образцу. Информацию берите только из текста
    ГруппаОсновные проблемыОсновные особенностиАдаптации Примеры растений
    Растения, живущие в воде
    1)мало доступен СО2
    2)плохая освещенность
    
    1)слабо развитая корневая система,
    2)нет корневых волосков
    3)нет устьиц
    1)воздухоносная паренхима, как способ накопления СО2
    2)тонкие листья
    3)зеленый эпидермис
    Элодея канадская
  6. Решите 3 задачки, см. письмо. Ключ к решению см. в презентации там же

10. ДЗ на 19.02. "Повторяем жизненные циклы и многое другое"
"Повторяем жизненные циклы и многое другое"
  1. Заполнить таблицу "Основные характеристики жизненных циклов разных организмов" кроме строчек для березы, гороха и пшеницы. Таблицу нужно прислать в электронном виде не позже вечера четверга 18.02
    Материалы для подготовки - тетрадь и картинки на нашем сайте, см.
    Жизненный цикл Rhizopus stolonifer
    Жизненный цикл дрожжей
    Жизненный цикл шляпочного гриба
    Зеленые водоросли: разнообразие, жизненные циклы хламидомонады, улотрикса, ульвы и некоторые другие картинки
    Мохообразные (черновик)
    Размножение папоротника
    Цикл сосны см. в тетради и высланной презентации
    Уважаемые олимпиадники, посмотрите в своих тетрадях и на нашем сайте также жизненные циклы спорыньи, головни и стеблевой ржавчины
  2. Всем. Имеет смысл на этой неделе завершить работу с тренажерам по след темам "Корень","Побег", "Лист", "Вегетативное размножение", "Водоросли", "Мхи","Папоротникообразные", "Голосеменные", "Лишайники" и "Грибы". Осторожнее, дана устаревшая классификация грибов


8. ДЗ на 12.02.
"Споровые сосудистые"
Возможна проверочная работа по теме "Споровые сосудистые". Поэтому выучить весь материал в тетради + в присланных по почте презентациях.
Затем проработайте презентацию тренажера "Папоротникообразные" и выполните тест "Папоротникообразные". Это обязательный минимум!
Дополнительно, для олимпиад - просмотрите презентации и выполните тесты по следующим темам в порядке очередности "Моховидные", "Побег", "Лист","Вегетативное размножение". Некоторые из вас уже проходили эти тесты, тем легче будет задание

7. ДЗ на 9.02.
"Изменчивость"
Возможна проверочная работа по теме "Изменчивость". Поэтому проштудировать УС, раздел 3.6. Выполнить примеры заданий.
Решите задачу, см. почту.
Дополнительно, для олимпиад - просмотрите презентацию и выполните тест по теме "Кровообращение /круги", выпишите в отдельный файл числа, которые стоит запомнить.

6. ДЗ на 02.02.
"Взаимодействие генов". "Повторяем пройденное"
  1. A — Повторить по тетради, что называют взаимодействием генов, какие типы взаимодействий бывают
  2. A — Проштудировать УС, разделы 3.4 и 3.5. Выполнить упражнения в конце обоих разделов
  3. A — Решить 4 задачи, см. письмо
  4. B — В приложении к письму есть лекция и тренажер по взаимодействию генов. Попробуйте разобраться с задачами в презентации.
Важные примечания
В УСе и тренажере плейотропное действие генов названо одним из видов взаимодействий генов. Вообще-то, это не так! Попробуйте сообразить, как можно за уши притянуть плейотропное действие к взаимодействиям генов.
Закон Моргана также существует только в наших учебниках . Знать его надо. Надо также понимать, чему он соответствует в наших конспектах.

5. ДЗ на 29.01.
"Вегетативные органы сосудистых растений"
Ваша задача – подготовиться к КР по разделу "Вегетативные органы сосудистых растений", т.е по темам:
  1. "Корень: определение, внешнее и внутреннее строение, главные функции, метаморфозы» (это повторение)
  2. «Побег: определение, внешнее строение, главные функции, метаморфозы»
  3. «Стебель: определение, морфология и анатомия»
  4. «Почки: определение, внешнее и внутреннее строение, типы почек»
  5. «Лист: определение, внешнее строение, функции»
Будут предложены следующие вопросы (вместо многоточий подставляйте слова «корень», «побег», «стебель»,»почка», «лист» в нужном падеже)
  1. Что называют .........? (дайте определение)
  2. Перечислите функции .........
  3. Какие бывают ........, различные по признаку?
    (напр., «Какие бывают листья, различные по общему очертанию листовой пластинки?»
  4. Приведите примеры видоизмененных.........(кроме листьев)
  5. Назовите функцию указанной видоизмененной части тела растений
  6. Назовите растения, у которых встречаются такие видоизменения ........
  7. По каким признакам можно определить, что это видоизмененный ........
  8. Нарисуйте
    • строение кончика молодого корня, укажите зоны и ткани (повтор)
    • поперечный срез, иллюстрирующий первичное строение корня на уровне зоны всасывания (повтор)
    • обобщенный побег, подпишите все детали строения (см. тетрадь)
    • схему (моноподиального/симподиального/дихотомического/ложнодихотомического) ветвления (см. тетрадь и презентацию "Побег")
    • обобщенную схему строения почки (см. тетрадь)
    • схему первичного строения стебля двудольного или однодольного растения
    • схему строения 3-х-летней ветви липы
    • обобщенную схему строения полного листа
    • лист с заданными учителем морфологическими признаками

Рекомендации по подготовке

  1. Начните с морфологии побега и стебля. Откройте и положите перед собой ваши конспекты. И читайте учебные тексты, добавляя в конспекты все новое и важное Тексты:
    Метаморфозы побегов
    Морфология стебля
    Разнообразие почек
  2. Изучите презентацию "Побег" в тренажере. Пройдите в нем тесты на тему "Побег"
  3. Изучите текст Морфология листа, затем выполните несложные упражнения на присланном бланке, см. почту
  4. Изучите "правильные" подписи к рисунку "Строение 3-х-летней ветки липы"
  5. Для олимпиадников: рассмотрите картинку "Типы проводящих пучков" в Вики. Названия учить не надо. Надо просто иметь представление о том, что бывает. Затем в презентации тренажера "Стебель" рассмотрите строение стеблей разных травянистых растений. Были вопросы на распознание разных тканей и структур.
  6. Если останется время, для закрепления Б-6, параграфы 13-21 (это в последнюю очередь)

4. ДЗ на 26.01.
"Наследование групп крови"
  1. Повторить тему "Группы крови. Переливание крови".
    Материалы: ГСТ, т.2, разделы 14.9.7-14.9.9, обратите внимание на методы профилактики резус-конфликта и проблему трансплантации (переливание - это частный случай)
  2. Решить задачи и сдать Марии Владимировне. Задачи см. в приложении к письму
  3. Завершить свою работу над предыдущим заданием, см. ДЗ на 22.01

3. ДЗ на 22.01.
"Биотехнология"
Нужно подготовиться к проверочным работам по теме "Биотехнология". Для этого нужно научиться отвечать на следующие вопросы
  1. Что называют биотехнологией?
  2. Назовите не менее 5-ти разных направлений в биотехнологии
  3. Назовите основные методы (инструменты) биотехнологии
  4. Назовите основные задачи указанного учителем направления биотехнологии; приведите пример конкретной технологии
         Обратите внимание, вопросы №№ 2 и 3 –это вопросы про разное!!
      Для подготовки к вопросам 1-4 используйте свои конспекты и ГСТ, т.2, разделы 12.11-12.17, стр 69-97
  5. Что называют клеточной инженерией? Перечислите основные методы клеточной инженерии. Приведите 3 примера достижений в клеточной инженерии
  6. Что называют генной инженерией?
  7. Назовите основные этапы генноинженерного эксперимента
  8. Перечислите основные способы получения изолированного гена
  9. Что такое к-ДНК?
  10. Что такое вектор?
  11. Что такое ДНК-рестриктазы?
  12. Что такое ДНК-лигазы?
  13. Опишите своими словами процедуру создания вектора, содержащего нужный вам ген
  14. Что такое трансформация?
  15. Опишите своими словами способы введения вектора в бактериальную клетку, в клетки растений и в клетки животных
  16. Кратко опишите , как проверяют успешность трансформации бактерий.
  17. Приведите по 3 примера достижений в генной инженерии бактерий, в генной инженерии растений, в генной инженерии животных
  18. Перечислите основные этические проблемы генной инженерии
  19. Что такое клонирование? Опишите своими словами процедуру клонирования бактерий, растений, животных.
  20.      Для подготовки к вопросам 5-19 используйте свои конспекты и ГСТ, т.3, разделы 25.1-25.6, стр 215-242
В пятницу состоится проверочная работа по вопросам №№ 2,4,6,7,9-12,14, а также по тексту ГСТ, т.2, разделы 12.11-12.17. По всем остальным (а лучше по всем!) вопросам создайте шпаргалку в формате Word и пришлите ее на проверку до вечера пятницы. Не пишите в шпаргалке того, что не сможете запомнить. И помните, вы создаете шпаргалку, а не пишите развернутое сочинение. При подготовке по этой теме можете пользоваться википедией.

2. ДЗ на 19.01.
См. почту

1. ДЗ на вторник 12.01.
"Ткани высших растений. Корень"
Нужно подготовиться к КР по теме "Ткани высших растений. Корень"
Вопросы будут только про корень, но при ответе на них вам придется использовать свои знания о тканях высших растений Поэтому для тех, кто не уверен в этом вопросе, в почте есть файл с кратким конспектам по тканям. Кроме того, рекомендуется обратиться к файлам "Ткани сосудистых растений" и "К разговору о тканях высших растений(b2)"
Материалы для подготовки к КР по теме "Корень

A — тетрадь + Б-6 (параграфы 13-15) + файл Root_A.pdf в почте.
Напоминаю, что это минимум. Совет - добавьте в список примеров видоизмененных корней в тетради все примеры из В-6 и файла Root_A.pdf

B — после того, как выполнен минимум, приступайте к изучению файлов В, см почту, а затем попробуйте поиграть в тренажер