2015/2016 |
Краткие условные обозначения основных учебников:;
1) стандартные учебники под ред. Пономаревой — Б-6, Б-7, Б-8, Б-9, Б-10 и Б-11;
2) учебник общей биологии Каменского, Криксунова, Пасечника — ОБ;
3) ЕГЭ. Биология.Универсальный справочник. Садовниченко — УС ;
4) трехтомник Грина-Стаута-Тейлора —ГСТ-1, ГСТ-2, ГСТ-3;
5) наши учебные тексты — Д-1, Д-2, Д-3 и т.д
Краткие условные обозначения типа заданий:;
А - обязательные, Б - рекомендуемые, В - дополнительные. Не выполнив задания типа А, не беритесь за остальные!
Обратите внимание, задания А – это только для сдачи ЕГЭ! Для успеха на олимпиадах нужно побольше...
18. ДЗ №18 на 13.10.
Занятие № 18 "Грибы"
Темы занятия: разнообразие грибов
Домашнее задание:
- Подготовьтесь к контрольной работе
- Научитесь детально сравнивать грибы с растениями и животными, проверьте, сможете ли вы ответить на вопросы:
- перечислите черты сходства грибов с .... (варианты - с растениями, с животными, с остальными эукариотами)
- перечислите отличия грибов от .... (варианты - от растений, от животных, от остальных эукариот)
Используйте таблицу и
видео.
- Разберите и выучите по конспекту и учебным материалам на сайте размножение ризопуса, дрожжей, шампиньона.
Б - разберите жизненные циклы спорыньи и хлебной ржавчины
- Прочтите раздел "Общая часть " в присланной вам книжке про ядовитые грибы. Составьте для себя шпаргалку - список правил, как можно, и как не надо собирать грибы
- Выучите наизусть различия между съедобными и ядовитыми грибами-двойниками
- Изучите раздел УС, посвященный грибам, стр 165-169. Выпишите из текста в столбик все примеры конкретных видов грибов, для каждого попробуйте указать отдел, а для шляпочных еще и, является ли гриб трубчатым или пластинчатым
17. ДЗ №17 на 10.10.
Занятие № 17 "Гаметогенез"
Темы занятия:
Домашнее задание:
- Повторение
- Повторите тему "Углеводы", используйте свою шпаргалку прошлого года, ГСТ (т.1) и УС
- Необходимо перерисовать схему мейоза, т.к. сданные рисунки совершенно не удовлетворительны: непонятно, где ядро, а где клетка, иногда вообще нет веретена и центросом, ошибки в подписях. Возьмите за образец рисунок в присланном файле Chapt13.pdf , стр. 8
- Размножение
- Выучите определение понятия "размножение", основные способы размножения, преимущества и недостатки половго размножения по сравнению с бесполым.
Материалы – конспект в тетради!!, УС стр 90-92,94
- Выучите строение половых органов и процесс гаметогенеза на примере человека, ГСТ, т3, раздел 21.7 + конспект в тетради
- Дополнительно – почитайте присланный фрагмент из учебника Вилли до раздела "Оплодотворение"
16. ДЗ №16 на 30.10.
Занятие № 16 "Происхождение эукариот. Три главных царства эукариот"
Темы занятия: происхождение эукариот, сравнение клеток растений, гибов, животных, сравнение основных свойств организмов этих царств, особенности грибов.
Домашнее задание:
- Выучите факты, доказывающие теорию симбиогенеза митохондрий и хлоропластов
- Выучите примерные датировки 4-х основных событий в раннем развитии жизни, см. нашу геохронологическую шкалу
- В наше время принято, что эукариоты произошли не от какой-либо конкретной группы прокариот, а от прокариотического сообщества. Ваша задача — написать краткое (не более, чем на полстраницы) эссе на эту тему по следующему шаблону:
Подсказка. Три пункта мы обсуждали в классе. Четвертый нужно сформулировать самим, для этого поищите слова "ферменты гликолиза эукариот" в статье М.А. Никитина, а еще лучше прочтите эту стать целиком (целиком - это уже задание уровня Б)
- Выучите различия в строении и функционировании клеток, а также основные отличия в жизнедеятельности организмов трех главных царств эукариот
- Посмотрите видео. Попробуйте сформулировать, что нового вы узнали в результате просмотра (письменно!)
15. ДЗ №15 на 27.10.
Занятие № 15 "Мейоз"
Темы занятия: мейоз, понятие о жизненном цикле
Домашнее задание:
- Повторение
- Повторите еще раз тему "Хемосинтез", используйте свою шпаргалку, наш учебный текст и УС
- Повторите еще раз тему "Клеточное дыхание (аэробное окисление глюкозы)".
Для этого создайте исправленный вариант шпаргалки (пустой бланк см. в почте)на основе тех 3-х страничек с формулами, что были выданы в классе. Примечание: суммарное уравнение окислительного фосфорилирования строится из предположения, что все накопленные на предыдущих этапах НАДН и ФАДН2 без каких-либо потерь окисляются в цепи переноса электронов митохондрий
- Повторите еще раз тему "Брожение". Используйте наш учебный текст прошлого года и листочки с формулами.
- Мейоз
-
Вклейте в тетрадь по общей биологии листок, на котором изображено сравнение митоза и мейоза. Посмотрите, помните ли вы фазы митоза
- Проработайте текст про мейоз в ГСТ, стр 151-158
- Изучите учебный текстик про мейоз
- И наконец, самое главное. На отдельном листе или даже на двух листах изобразите схему мейоза диплоидной клетки с n=3. Сделайте негомологичные хромосомы сильно отличающимися по форме и размерам. Выделите материнские и отцовские хромосомы разным цветом
В конце ответьте на вопросы:
1 - сколько разных гаплоидных клеток получилось в нарисованном вами мейозе?
2- сколько разных гаплоидных клеток в принципе могло появиться при мейозе диплоидных клеток с n=3? Рассмотрите случаи без кроссинговера и с кроссинговером.
14. ДЗ №14 на 23.10.
Занятие № 14 "Бактерии (окончание)"
Темы занятия: размножение, генетическая рекомбинация у бактерий, значение бактерий в биосфере и в жизни человека
Домашнее задание:
-
внимательно просмотрите две презентации, присланные вам по почте; особое внимание обратите на разнообразие бактерий, слайды 26-32 в презентации Bacterial_diversity;
- просмотрите анимации про 3 способа генетической рекомбинации у бактерий, про трансформацию, трансдукцию и конъюгацию; проверьте, можете ли вы сформулировать, что это за процессы, в чем состоит их биологическое значение ?
- посмотрите данные о численности прокариот (в основном, оценивалось кол-во бактерий);
- затем приступайте к выполнению письменной работы, вам еще понадобится картинка , изображающая биогеохимический цикл азота, ее можно найти в ГСТ, т1., 10.4.1, а список бактериальных инфекций можно пополнить, прочитав о них в главе 15 ГСТ,т.2; бланк работы см. в почте.
13. ДЗ №13 на 20.10.
Занятие № 13 "Митоз"
Темы занятия: упаковка ДНК, структура хромосом, митоз.
Домашнее задание:
- Повторение. Повторите тему "Белки. Структура и функции. Способы классификации белков по составу, структуре и функциям". Материалы для повторения :
- A - УС стр. 37-39, ваши шпаргалки прошлого года на эти темы,
- Б - ГСТ стр 129-139,
- В - картинки из английского учебника, см. в почте + конспекты прошлого года
- "Новое".. Выучите последовательность фаз клеточного цикла, основные события на каждой фазе. Выучите фазы митоза, основные события на каждой фазе. Материалы :
- A - ГСТ, т.3 стр. 145-151 (разделы 23.2-23.3),
- А - анимация про клеточный цикл,
митоз под микроскопом
- В - картинки из английского учебника,стр. 2-3,5, см. в почте
12. ДЗ №12 на 16.10.
Занятие № 12 "Бактерии (продолжение)"
Темы занятия: строение бактериальной клетки, стратегии питания бактерий, способы получения орг. в-в.
Домашнее задание:
- Повторите тему "Хемосинтез". Для этого напишите для себя шпаргалку по следующему плану.
- Что называют хемосинтезом? ("хемосинтез - это синтез органических веществ из углекислого газа и воды за счет химической энергии, выделяющейся при окислении неорганических веществ");
- Название стратегии питания, соответствующей хемосинтезу + объяснение значения всех четырех корней в этом термине;
- Кто умеет так жить?
- Кто, когда и как открыл хемосинтез?
- Примеры бактерий-хемосинтетиков, для каждой группы придерживайтесь след. шаблона
- название группы
- уравнение реакции, которая снабжает бактерий данной группы энергией
- значение таких бактерий в биосфере
- По тому же шаблону опишите архей-хемосинтетиков
- **Попробуйте объяснить, почему на первых этапах развития жизни хемосинтез был главной стратегией питания, а сейчас это не так
Материалы: знакомые вам по прошлому году учебные тексты, см. почту
Будьте предельно лаконичны, это же шпаргалка! На проверку принимаются работы размером не более, чем одна страница А4
- Нарисуйте на отдельном листе А4 общую схему строения бактериальной клетки. Крупно и красиво. Сделайте подписи.
- Прочтите фрагмент из учебника Беркенблита и Чуба про Роберта Коха и его триаду, а также про чуму и др., см. текст "Bacteria.pdf" в почте.
.
11. ДЗ №11 на 13.10.
Занятие № 11 "Строение клетки"
Темы занятия: органоиды клеток и их функции, клеточный цикл
Домашнее задание:
- Выполнить задания на листочке, выданном в классе, выполнить нужно не используя тетрадь, учебник, интернет и т.п. Обратите внимание на качество выполнения.
- Подготовиться к тестированию по теме "Клеточная теория. Строение эукариотической клетки. Отличия эукариотической клетки от прокариотической".
Материалы:
A - УС стр. 22-31 и стр. 43-53 (разделы 2.1, 2.2, 2,4), Б-11 §§19-20, Таблица "Отличия прокариотов от эукариотов"
Б - ГСТ, т1, разделы 5.1-5.10,
В - материалы прошлого года про цитоскелет, центриоли и клеточный центр, про митохондрии и хлоропласты, про транспорт веществ в клетку.
- Прочесть про клеточный цикл, Б-11 § 21;
10. ДЗ №10 на 9.10.
Занятие № 10 "Археи.Бактерии"
Темы занятия: археи, отличительные особенности, их многообразие и роль в биосфере, бактерии (начало)
Домашнее задание:
- повторить тему "Археи"; для этого проработать конспект урока и присланную презентацию;
- повторить тему "Разнообразие стратегий питания"; для этого внимательно изучить присланные тексты TypesofLife.pdf и Mixotroph.pdf, после чего посмотреть , как этот же материал излагается в УС, стр. 84-85;
- создать шпаргалку "Аэробное окисление глюкозы" по присланному плану; в этой части работы лучше всего использовать тетрадь и материалы прошлого года, но можно и Б-11, параграф 31;
- перечитайте учебный текст "Брожение" (файл Fermentation).
9. ДЗ №9 на 6.10.
Занятие № 9 "Клеточная теория"
Темы занятия: этапы развития клеточной теории, главный метод цитологии - микроскопия, структура клетки (начало)
Домашнее задание:
- Повторение - повторить тему "Липиды.Какие соединения называются липидами? Основные классы липидов и их функции"
- A - УС стр. 36-37, ОБ стр 37-40, ИУ;
- Б - наша тетрадь за 10-ый класс+ ГСТ+ страничка+страничка
- В - учебник Кузьменко-Еремина, раздел "Липиды"
- Новый материал - проработать тему "Клеточная теория, этапы развития . Микроскопия как основной метод изучения клетки"
- А - внимательно проработайте текст ГСТ, т1., 168-186 (это глава 5 "Клетки" до транспорта веществ); по ходу чтения
- выучите основные даты в табл. 5.1. до 1866г + дату появления электронного микроскопа;
- выучите основные единицы измерения длины в цитологии, ГСТ , стр 171, для этого немного поиграйте с масштабом;
- выучите сравнительные характеристики 2-х основных типов микроскопа, табл. 5.3;
- составьте себе шпаргалку-таблицу из 2-х столбцов, в первом столбце укажите те детали строения клеток, которые видны в оптический микроскоп, а во втором– те, которые видны только в электронный микроскоп; для выполнения этого задания внимательно сравните изображения клеток на рис 5.2 и на рис.5.11 в ГСТ;
- Б - прочитайте текст про Левенгука и просмотрите презентацию доклада Максима Пшеничникова; возникшие вопросы запишите и принесите в класс
8. ДЗ №8 на пятницу 2.10
Занятие № 8 "Происхождение жизни"
Темы занятия: гипотезы о происхождении жизни, эоны; основные особенности прокариот
Домашнее задание:
- Внимательно проштудировать гипотезы о происхождении жизни по ГСТ, том 3, стр 271-278 (разделы 26.1-26.3); обратите внимание на этапы "биохимической эволюции";
- Изучить историю теории самозарождения по отрывку из учебника Беркенблита;обратите внимание на описание опытов Франческо Реди, Ладзаро Спалланцани и Луи Пастера!
- Выучить названия 4-х эонов и их примерные временные границы (см. выданную шкалу)
- Выучить как следует основные отличия прокариот от эукариот, см. выданную таблицу
- В завершение проработайте УС стр 381-383 (гипотезы о происхождении жизни)
- ** Прочитайте присланный по почте текст-черновик про РНК-мир и Луку
7. ДЗ №7 на 29.09.
Занятие № 7 "Трансляция"
Темы занятия: трансляция, сортировка белков
Домашнее задание:
Подготовиться к зачетной работе по темам
- "Нуклеиновые кислоты, строение и функции",
- "Центральная догма молекулярной биологии (или потоки генетической информации)"
- "Генетический код и его свойства"
- "Репликация"
- "Транскрипция. Регуляция транскрипции на примере lac-оперона"
- "Трансляция"
Что надо сделать?
A – Проработать материал Б-11 стр 187-192 и стр. 197-202 (параграфы 28 и 30), УС стр. 39-41 и раздел 2.6 (стр 63-67);
A – решить задачи;
Б – проработать наши материалы, присланные по почте, тексты про репликацию, транскрипцию и трансляцию
6. ДЗ №6 на 25.09.
Занятие № 5 "Вирусы"
Темы занятия: вирусы, разнообразие геномов и жизненных циклов, значение в природе и в жизни человека.
Домашнее задание:
Как следует проработать материал на эту тему. Для проверки своих знаний посмотрите, на все ли вопросы в присланном файле вы готовы дать ответ! Возможно, имеет смысл сделать шпаргалку, следуя этому плану. Обратите внимание на вирусы человека, вызывающие какие-либо заболевания.
A – Б-11, стр 87-99, УС, стр. 85-88,
Б – ГСТ, т.1. раздел 2.4. "Вирусы" + присланная вам презентация про вирусы и классная тетрадь,
В – про вирус гриппа для особо любопытных + замечательная статья Агола про вирусы, некоторые факты про размеры вирусов и др немного устарели и уточнены в презентации, но в целом весьма поучительна!
5. ДЗ №5 на 22.09.
Занятие № 5 "Транскрипция"
Темы занятия: повторение - основные классы веществ в живом,вода, неорганические ионы; транскрипция(окончание); регуляция транскрипции.
Домашнее задание
- Подготовка к тестированию на темы "Неорганические вещества в живом. Роль неорганических ионов", "Особые свойства воды. Биологическое значение воды", "Принципы биологической систематики"
A- для подготовки используйте УС стр.33-34 и 154-158, а также ОБ стр. 29-33 и стр 187,
обратите внимание на вклад Ламарка в развитие биологической систематики
Б-используйте раздел про воду в ГСТ, а также тексты
Основные классы химических соединений в живом" и
"Основные ионы".
- Задание по текущему материалу - ответьте на вопросы в присланном вам файле, используя ТОЛЬКО присланные же тексты + выучите основные свойства генетического кода.
Файл с заданием жду вечером в понедельник
4. ДЗ №4 на 18.09.
Занятие № 4 "Систематика. Вирусы"
Темы занятия:
Задачи и принципы биологической систематики. Карл Линней. Вирусы (начало)
Домашнее задание:
- А –выучите значения основных терминов систематики (на листочке)и аксиомы систематики (по тетради)
- А –проработайте текст УСа, раздел 4.1., стр 154-158;
проработать - это значит внимательно прочесть и попробовать ответить на вопросы теста!
- А – внимательно проработайте параграфы №15 и №16 в Б-11, составьте себе шпагалку со списком вирусных заболеваний человека
- Б – прочтите текст про Карла Линнея
3. ДЗ №3 на 15.09.
Занятие № 3 "Транскрипция"
Тема занятия: Транскрипция
Домашнее задание:
- подготовиться к тестированию на тему "Элементный состав живого"; нужно подготовить следующие вопросы:
1. по какому признаку выделяют группы органогенов, макро-, микро- и ультрамикроэлементов;
2. какие элементы входят в каждую из этих групп
3. отличия элементного состава живого от среднего состава земной коры
4 особые свойства углерода, почему именно на основе соединений углерода возникла жизнь
5. элементный состав основных классов органических веществ
6. биологическое значение конкретных элементов (табл в тетради )
Материалы для подготовки
А – старая тетрадь+УС (раздел "Химический состав клетки. Макро и микроэлементы", стр.31-33)
Б – фрагмент учебного текста, статья про токсичные элементы, рабочие таблицы -1-2-3-4, о катионах кальция, ссылка на статью была послана, а все остальное найдете на страничке сайта под заголовком "Элементный состав"
- выполните письменное задание по теме "Структура нуклеиновых кислот", пришлите файл не позже вечера понедельника, обратите внимание на часть Б; возможно тестирование по этой теме, вопросы будут такие же же или аналогичные
2. ДЗ №2 на 11.09.
Занятие № 2 "Повторение. Транскрипция": значение элементов для здоровья человека, генетическая информация, центральная догма"
Темы занятия:
- Значение разных элементов для здоровья человека. "Токсичные" элементы. Эндемические заболевания.
- Генетическая информация. Понятие о гене, история термина. Потоки генетической информации
- Транскрипция (начало)
Домашнее задание:
А
- Скачайте файл, заполните шпаргалку "Что надо знать об элементном составе живого" и пришлите заполненный вариант по почте не позднее вечера 10-го.
Материалы для повторения - тетрадь, ГСТ (глава "Минеральное питание"), Б-11 стр 123-126, картинки про организмы-накопители можно найти здесь
Б будет позднее
1. ДЗ №1 на 8.09.
Занятие № 1 "Наука биология"
Темы занятия:
- Биология - это наука. Наука как вид деятельности человека. Научный метод познания.
- Биология - это наука о живом. Общие признаки живого. Некоторые определения жизни
- Биосистемы. Уровни живого
- Основные и частные методы биологии. Разнообразие биологических наук
Домашнее задание:
А
- Скачайте учебник, который мы будем называть ОБ. Прочтите вводную главу, особенно внимательно проработайте стр.9-22, сравните то, что написано на стр. 9-20 с вашими записями в теради.
- Прочтите стр. 8-20 в УС. Выполните пробные задания на стр. 14 и 20, ответы к ним найдете на стр 458. У вас должны возникнуть вопросы, запишите их, обсудим в классе.
- Возьмите в библиотеке набор стандартных учебников с 6 по 11 класс (учебники под ред. Пономаревой). Попросите книжки поновее. Принесите во вторник в класс Б-11
Б
Прочтите наш учебный текст "Общие признаки живого"
В
Просмотрите выдержки из профильного учебника "Общие признаки живого", "Уровни живого" и "О методах в биологии"
|