ДЗ-1

Спецкурс
для 11 класса

Материалы для работы в 1-ой четверти

Задания приведены в обратном порядке

2015/2016


Краткие условные обозначения основных учебников:;

1) стандартные учебники под ред. Пономаревой — Б-6, Б-7, Б-8, Б-9, Б-10 и Б-11;
2) учебник общей биологии Каменского, Криксунова, Пасечника — ОБ;
3) ЕГЭ. Биология.Универсальный справочник. Садовниченко — УС ;
4) трехтомник Грина-Стаута-Тейлора —ГСТ-1, ГСТ-2, ГСТ-3;
5) наши учебные тексты — Д-1, Д-2, Д-3 и т.д

Краткие условные обозначения типа заданий:;
А - обязательные, Б - рекомендуемые, В - дополнительные.
Не выполнив задания типа А, не беритесь за остальные!
Обратите внимание, задания А – это только для сдачи ЕГЭ! Для успеха на олимпиадах нужно побольше...



18. ДЗ №18 на 13.10.
Занятие № 18 "Грибы"
Темы занятия: разнообразие грибов
Домашнее задание:
  1. Подготовьтесь к контрольной работе
    1. Научитесь детально сравнивать грибы с растениями и животными, проверьте, сможете ли вы ответить на вопросы:
      • перечислите черты сходства грибов с .... (варианты - с растениями, с животными, с остальными эукариотами)
      • перечислите отличия грибов от .... (варианты - от растений, от животных, от остальных эукариот)
        Используйте таблицу и видео.
    2. Разберите и выучите по конспекту и учебным материалам на сайте размножение ризопуса, дрожжей, шампиньона.
      Б - разберите жизненные циклы спорыньи и хлебной ржавчины
  2. Прочтите раздел "Общая часть " в присланной вам книжке про ядовитые грибы. Составьте для себя шпаргалку - список правил, как можно, и как не надо собирать грибы
  3. Выучите наизусть различия между съедобными и ядовитыми грибами-двойниками
  4. Изучите раздел УС, посвященный грибам, стр 165-169. Выпишите из текста в столбик все примеры конкретных видов грибов, для каждого попробуйте указать отдел, а для шляпочных еще и, является ли гриб трубчатым или пластинчатым

17. ДЗ №17 на 10.10.
Занятие № 17 "Гаметогенез"
Темы занятия:
Домашнее задание:
  1. Повторение
    1. Повторите тему "Углеводы", используйте свою шпаргалку прошлого года, ГСТ (т.1) и УС
    2. Необходимо перерисовать схему мейоза, т.к. сданные рисунки совершенно не удовлетворительны: непонятно, где ядро, а где клетка, иногда вообще нет веретена и центросом, ошибки в подписях. Возьмите за образец рисунок в присланном файле Chapt13.pdf , стр. 8
  2. Размножение
    1. Выучите определение понятия "размножение", основные способы размножения, преимущества и недостатки половго размножения по сравнению с бесполым.
      Материалы – конспект в тетради!!, УС стр 90-92,94
    2. Выучите строение половых органов и процесс гаметогенеза на примере человека, ГСТ, т3, раздел 21.7 + конспект в тетради
    3. Дополнительно – почитайте присланный фрагмент из учебника Вилли до раздела "Оплодотворение"

16. ДЗ №16 на 30.10.
Занятие № 16 "Происхождение эукариот. Три главных царства эукариот"
Темы занятия: происхождение эукариот, сравнение клеток растений, гибов, животных, сравнение основных свойств организмов этих царств, особенности грибов.
Домашнее задание:
  1. Выучите факты, доказывающие теорию симбиогенеза митохондрий и хлоропластов
  2. Выучите примерные датировки 4-х основных событий в раннем развитии жизни, см. нашу геохронологическую шкалу
  3. В наше время принято, что эукариоты произошли не от какой-либо конкретной группы прокариот, а от прокариотического сообщества. Ваша задача — написать краткое (не более, чем на полстраницы) эссе на эту тему по следующему шаблону:

    Подсказка. Три пункта мы обсуждали в классе. Четвертый нужно сформулировать самим, для этого поищите слова "ферменты гликолиза эукариот" в статье М.А. Никитина, а еще лучше прочтите эту стать целиком (целиком - это уже задание уровня Б)
  4. Выучите различия в строении и функционировании клеток, а также основные отличия в жизнедеятельности организмов трех главных царств эукариот
  5. Посмотрите видео. Попробуйте сформулировать, что нового вы узнали в результате просмотра (письменно!)

15. ДЗ №15 на 27.10.
Занятие № 15 "Мейоз"
Темы занятия: мейоз, понятие о жизненном цикле
Домашнее задание:
  1. Повторение
    1. Повторите еще раз тему "Хемосинтез", используйте свою шпаргалку, наш учебный текст и УС
    2. Повторите еще раз тему "Клеточное дыхание (аэробное окисление глюкозы)".
      Для этого создайте исправленный вариант шпаргалки (пустой бланк см. в почте)на основе тех 3-х страничек с формулами, что были выданы в классе. Примечание: суммарное уравнение окислительного фосфорилирования строится из предположения, что все накопленные на предыдущих этапах НАДН и ФАДН2 без каких-либо потерь окисляются в цепи переноса электронов митохондрий
    3. Повторите еще раз тему "Брожение". Используйте наш учебный текст прошлого года и листочки с формулами.
  2. Мейоз
    1. Вклейте в тетрадь по общей биологии листок, на котором изображено сравнение митоза и мейоза. Посмотрите, помните ли вы фазы митоза
    2. Проработайте текст про мейоз в ГСТ, стр 151-158
    3. Изучите учебный текстик про мейоз
    4. И наконец, самое главное. На отдельном листе или даже на двух листах изобразите схему мейоза диплоидной клетки с n=3. Сделайте негомологичные хромосомы сильно отличающимися по форме и размерам. Выделите материнские и отцовские хромосомы разным цветом
      В конце ответьте на вопросы:
      1 - сколько разных гаплоидных клеток получилось в нарисованном вами мейозе?
      2- сколько разных гаплоидных клеток в принципе могло появиться при мейозе диплоидных клеток с n=3? Рассмотрите случаи без кроссинговера и с кроссинговером.

14. ДЗ №14 на 23.10.
Занятие № 14 "Бактерии (окончание)"
Темы занятия: размножение, генетическая рекомбинация у бактерий, значение бактерий в биосфере и в жизни человека
Домашнее задание:
  1. внимательно просмотрите две презентации, присланные вам по почте; особое внимание обратите на разнообразие бактерий, слайды 26-32 в презентации Bacterial_diversity;
  2. просмотрите анимации про 3 способа генетической рекомбинации у бактерий, про трансформацию, трансдукцию и конъюгацию; проверьте, можете ли вы сформулировать, что это за процессы, в чем состоит их биологическое значение ?
  3. посмотрите данные о численности прокариот (в основном, оценивалось кол-во бактерий);
  4. затем приступайте к выполнению письменной работы, вам еще понадобится картинка , изображающая биогеохимический цикл азота, ее можно найти в ГСТ, т1., 10.4.1, а список бактериальных инфекций можно пополнить, прочитав о них в главе 15 ГСТ,т.2; бланк работы см. в почте.

13. ДЗ №13 на 20.10.
Занятие № 13 "Митоз"
Темы занятия: упаковка ДНК, структура хромосом, митоз.
Домашнее задание:
  1. Повторение. Повторите тему "Белки. Структура и функции. Способы классификации белков по составу, структуре и функциям". Материалы для повторения :
    1. - УС стр. 37-39, ваши шпаргалки прошлого года на эти темы,
    2. Б - ГСТ стр 129-139,
    3. В - картинки из английского учебника, см. в почте + конспекты прошлого года
  2. "Новое".. Выучите последовательность фаз клеточного цикла, основные события на каждой фазе. Выучите фазы митоза, основные события на каждой фазе. Материалы :
    1. - ГСТ, т.3 стр. 145-151 (разделы 23.2-23.3),
    2. А анимация про клеточный цикл, митоз под микроскопом
    3. В - картинки из английского учебника,стр. 2-3,5, см. в почте

12. ДЗ №12 на 16.10.
Занятие № 12 "Бактерии (продолжение)"
Темы занятия: строение бактериальной клетки, стратегии питания бактерий, способы получения орг. в-в.
Домашнее задание:
  1. Повторите тему "Хемосинтез". Для этого напишите для себя шпаргалку по следующему плану.
    1. Что называют хемосинтезом? ("хемосинтез - это синтез органических веществ из углекислого газа и воды за счет химической энергии, выделяющейся при окислении неорганических веществ");
    2. Название стратегии питания, соответствующей хемосинтезу + объяснение значения всех четырех корней в этом термине;
    3. Кто умеет так жить?
    4. Кто, когда и как открыл хемосинтез?
    5. Примеры бактерий-хемосинтетиков, для каждой группы придерживайтесь след. шаблона
      • название группы
      • уравнение реакции, которая снабжает бактерий данной группы энергией
      • значение таких бактерий в биосфере
    6. По тому же шаблону опишите архей-хемосинтетиков
    7. **Попробуйте объяснить, почему на первых этапах развития жизни хемосинтез был главной стратегией питания, а сейчас это не так
    Материалы: знакомые вам по прошлому году учебные тексты, см. почту
    Будьте предельно лаконичны, это же шпаргалка! На проверку принимаются работы размером не более, чем одна страница А4
  2. Нарисуйте на отдельном листе А4 общую схему строения бактериальной клетки. Крупно и красиво. Сделайте подписи.
  3. Прочтите фрагмент из учебника Беркенблита и Чуба про Роберта Коха и его триаду, а также про чуму и др., см. текст "Bacteria.pdf" в почте.
.

11. ДЗ №11 на 13.10.
Занятие № 11 "Строение клетки"
Темы занятия: органоиды клеток и их функции, клеточный цикл
Домашнее задание:
  1. Выполнить задания на листочке, выданном в классе, выполнить нужно не используя тетрадь, учебник, интернет и т.п. Обратите внимание на качество выполнения.
  2. Подготовиться к тестированию по теме "Клеточная теория. Строение эукариотической клетки. Отличия эукариотической клетки от прокариотической".
    Материалы:
    -  УС стр. 22-31 и стр. 43-53 (разделы 2.1, 2.2, 2,4), Б-11 §§19-20, Таблица "Отличия прокариотов от эукариотов"
    Б -  ГСТ, т1, разделы 5.1-5.10,
    В -  материалы прошлого года про цитоскелет, центриоли и клеточный центр, про митохондрии и хлоропласты, про транспорт веществ в клетку.
  3. Прочесть про клеточный цикл, Б-11 § 21;

10. ДЗ №10 на 9.10.
Занятие № 10 "Археи.Бактерии"
Темы занятия: археи, отличительные особенности, их многообразие и роль в биосфере, бактерии (начало)
Домашнее задание:
  1. повторить тему "Археи"; для этого проработать конспект урока и присланную презентацию;
  2. повторить тему "Разнообразие стратегий питания"; для этого внимательно изучить присланные тексты TypesofLife.pdf и Mixotroph.pdf, после чего посмотреть , как этот же материал излагается в УС, стр. 84-85;
  3. создать шпаргалку "Аэробное окисление глюкозы" по присланному плану; в этой части работы лучше всего использовать тетрадь и материалы прошлого года, но можно и Б-11, параграф 31;
  4. перечитайте учебный текст "Брожение" (файл Fermentation).

9. ДЗ №9 на 6.10.
Занятие № 9 "Клеточная теория"
Темы занятия: этапы развития клеточной теории, главный метод цитологии - микроскопия, структура клетки (начало)
Домашнее задание:
  1. Повторение - повторить тему "Липиды.Какие соединения называются липидами? Основные классы липидов и их функции"
    1. - УС стр. 36-37, ОБ стр 37-40, ИУ;
    2. Б -  наша тетрадь за 10-ый класс+ ГСТ+ страничка+страничка
    3. В -  учебник Кузьменко-Еремина, раздел "Липиды"
  2. Новый материал -  проработать тему "Клеточная теория, этапы развития . Микроскопия как основной метод изучения клетки"
    1. А - внимательно проработайте текст ГСТ, т1., 168-186 (это глава 5 "Клетки" до транспорта веществ); по ходу чтения
      • выучите основные даты в табл. 5.1. до 1866г + дату появления электронного микроскопа;
      • выучите основные единицы измерения длины в цитологии, ГСТ , стр 171, для этого немного поиграйте с масштабом;
      • выучите сравнительные характеристики 2-х основных типов микроскопа, табл. 5.3;
      • составьте себе шпаргалку-таблицу из 2-х столбцов, в первом столбце укажите те детали строения клеток, которые видны в оптический микроскоп, а во втором– те, которые видны только в электронный микроскоп; для выполнения этого задания внимательно сравните изображения клеток на рис 5.2 и на рис.5.11 в ГСТ;
    2. Б - прочитайте текст про Левенгука и просмотрите презентацию доклада Максима Пшеничникова; возникшие вопросы запишите и принесите в класс

8. ДЗ №8 на пятницу 2.10
Занятие № 8 "Происхождение жизни"
Темы занятия: гипотезы о происхождении жизни, эоны; основные особенности прокариот
Домашнее задание:
  1. Внимательно проштудировать гипотезы о происхождении жизни по ГСТ, том 3, стр 271-278 (разделы 26.1-26.3); обратите внимание на этапы "биохимической эволюции";
  2. Изучить историю теории самозарождения по отрывку из учебника Беркенблита;обратите внимание на описание опытов Франческо Реди, Ладзаро Спалланцани и Луи Пастера!
  3. Выучить названия 4-х эонов и их примерные временные границы (см. выданную шкалу)
  4. Выучить как следует основные отличия прокариот от эукариот, см. выданную таблицу
  5. В завершение проработайте УС стр 381-383 (гипотезы о происхождении жизни)
  6. ** Прочитайте присланный по почте текст-черновик про РНК-мир и Луку

7. ДЗ №7 на 29.09.
Занятие № 7 "Трансляция"
Темы занятия: трансляция, сортировка белков
Домашнее задание:
Подготовиться к зачетной работе по темам
  1. "Нуклеиновые кислоты, строение и функции",
  2. "Центральная догма молекулярной биологии (или потоки генетической информации)"
  3. "Генетический код и его свойства"
  4. "Репликация"
  5. "Транскрипция. Регуляция транскрипции на примере lac-оперона"
  6. "Трансляция"
Что надо сделать?
      A  –  Проработать материал Б-11 стр 187-192 и стр. 197-202 (параграфы 28 и 30), УС стр. 39-41 и раздел 2.6 (стр 63-67);
      A  –  решить задачи;
      Б  –  проработать наши материалы, присланные по почте, тексты про репликацию, транскрипцию и трансляцию

6. ДЗ №6 на 25.09.
Занятие № 5 "Вирусы"
Темы занятия: вирусы, разнообразие геномов и жизненных циклов, значение в природе и в жизни человека.
Домашнее задание:
Как следует проработать материал на эту тему. Для проверки своих знаний посмотрите, на все ли вопросы в присланном файле вы готовы дать ответ! Возможно, имеет смысл сделать шпаргалку, следуя этому плану. Обратите внимание на вирусы человека, вызывающие какие-либо заболевания.
      A  –  Б-11, стр 87-99, УС, стр. 85-88,
      Б  –  ГСТ, т.1. раздел 2.4. "Вирусы" + присланная вам презентация про вирусы и классная тетрадь,
      В  – про вирус гриппа для особо любопытных  +  замечательная статья Агола про вирусы, некоторые факты про размеры вирусов и др немного устарели и уточнены в презентации, но в целом весьма поучительна!

5. ДЗ №5 на 22.09.
Занятие № 5 "Транскрипция"
Темы занятия: повторение - основные классы веществ в живом,вода, неорганические ионы;
транскрипция(окончание); регуляция транскрипции.
Домашнее задание
  1. Подготовка к тестированию на темы "Неорганические вещества в живом. Роль неорганических ионов", "Особые свойства воды. Биологическое значение воды", "Принципы биологической систематики"
          A- для подготовки используйте УС стр.33-34 и 154-158, а также ОБ стр. 29-33 и стр 187,
         обратите внимание на вклад Ламарка в развитие биологической систематики
          Б-используйте раздел про воду в ГСТ, а также тексты Основные классы химических соединений в живом" и "Основные ионы".
  2. Задание по текущему материалу - ответьте на вопросы в присланном вам файле, используя ТОЛЬКО присланные же тексты + выучите основные свойства генетического кода.
    Файл с заданием жду вечером в понедельник

4. ДЗ №4 на 18.09.
Занятие № 4 "Систематика. Вирусы"
Темы занятия: Задачи и принципы биологической систематики. Карл Линней. Вирусы (начало)
Домашнее задание:
  1. А –выучите значения основных терминов систематики (на листочке)и аксиомы систематики (по тетради)
  2. А –проработайте текст УСа, раздел 4.1., стр 154-158;
    проработать - это значит внимательно прочесть и попробовать ответить на вопросы теста!
  3. А – внимательно проработайте параграфы №15 и №16 в Б-11, составьте себе шпагалку со списком вирусных заболеваний человека
  4. Б – прочтите текст про Карла Линнея

3. ДЗ №3 на 15.09.
Занятие № 3 "Транскрипция"
Тема занятия: Транскрипция
Домашнее задание:
  1. подготовиться к тестированию на тему "Элементный состав живого"; нужно подготовить следующие вопросы:
    1. по какому признаку выделяют группы органогенов, макро-, микро- и ультрамикроэлементов;
    2. какие элементы входят в каждую из этих групп
    3. отличия элементного состава живого от среднего состава земной коры
    4 особые свойства углерода, почему именно на основе соединений углерода возникла жизнь
    5. элементный состав основных классов органических веществ
    6. биологическое значение конкретных элементов (табл в тетради )
    Материалы для подготовки
    А – старая тетрадь+УС (раздел "Химический состав клетки. Макро и микроэлементы", стр.31-33)
    Б – фрагмент учебного текста, статья про токсичные элементы, рабочие таблицы -1-2-3-4, о катионах кальция, ссылка на статью была послана, а все остальное найдете на страничке сайта под заголовком "Элементный состав"
  2. выполните письменное задание по теме "Структура нуклеиновых кислот", пришлите файл не позже вечера понедельника, обратите внимание на часть Б; возможно тестирование по этой теме, вопросы будут такие же же или аналогичные

2. ДЗ №2 на 11.09.
Занятие № 2 "Повторение. Транскрипция": значение элементов для здоровья человека, генетическая информация, центральная догма"

Темы занятия:
  1. Значение разных элементов для здоровья человека. "Токсичные" элементы. Эндемические заболевания.
  2. Генетическая информация. Понятие о гене, история термина. Потоки генетической информации
  3. Транскрипция (начало)
Домашнее задание:
А
  1. Скачайте файл, заполните шпаргалку "Что надо знать об элементном составе живого" и пришлите заполненный вариант по почте не позднее вечера 10-го.
    Материалы для повторения - тетрадь, ГСТ (глава "Минеральное питание"), Б-11 стр 123-126, картинки про организмы-накопители можно найти здесь
Б будет позднее



1. ДЗ №1 на 8.09.
Занятие № 1 "Наука биология"
Темы занятия:
  1. Биология - это наука. Наука как вид деятельности человека. Научный метод познания.
  2. Биология - это наука о живом. Общие признаки живого. Некоторые определения жизни
  3. Биосистемы. Уровни живого
  4. Основные и частные методы биологии. Разнообразие биологических наук
Домашнее задание:
А
  1. Скачайте учебник, который мы будем называть ОБ. Прочтите вводную главу, особенно внимательно проработайте стр.9-22, сравните то, что написано на стр. 9-20 с вашими записями в теради.
  2. Прочтите стр. 8-20 в УС. Выполните пробные задания на стр. 14 и 20, ответы к ним найдете на стр 458. У вас должны возникнуть вопросы, запишите их, обсудим в классе.
  3. Возьмите в библиотеке набор стандартных учебников с 6 по 11 класс (учебники под ред. Пономаревой). Попросите книжки поновее. Принесите во вторник в класс Б-11
Б
    Прочтите наш учебный текст "Общие признаки живого"
В
    Просмотрите выдержки из профильного учебника "Общие признаки живого", "Уровни живого" и "О методах в биологии"