ДЗ-1

Спецкурс
для 11 класса

Материалы для работы в 1-ой четверти

Задания приведены в обратном порядке

2015/2016


Краткие условные обозначения основных учебников:;

1) стандартные учебники под ред. Пономаревой — Б-6, Б-7, Б-8, Б-9, Б-10 и Б-11;
2) учебник общей биологии Каменского, Криксунова, Пасечника — ОБ;
3) ЕГЭ. Биология.Универсальный справочник. Садовниченко — УС ;
4) трехтомник Грина-Стаута-Тейлора —ГСТ-1, ГСТ-2, ГСТ-3;
5) наши учебные тексты — Д-1, Д-2, Д-3 и т.д

Краткие условные обозначения типа заданий:;
А - обязательные, Б - рекомендуемые, В - дополнительные.
Не выполнив задания типа А, не беритесь за остальные!
Обратите внимание, задания А – это только для сдачи ЕГЭ! Для успеха на олимпиадах нужно побольше...



6. ДЗ на 25.12. Последнее задание 2015 г.
"Моховидные"
  1. Выполните упражнение «Сравнение кукушкина льна и сфагнума». Выучите различия между этими растениями.
    Материал:
    параграф 14 в учебнике П-6, см. в почте; если его не хватит, то можете обратиться к сайту Экосистемы
  2. Подготовиться к КР «Моховидные». Для этого надо научиться отвечать на следующие вопросы.
    • Какие растения относят к моховидным?
    • Назовите общие признаки моховидных.
    • Нарисуйте/опишите жизненный цикл кукушкина льна
    • Опишите значение моховидных в биосфере и в практической жизни человека
Материалы: УС, стр, 207-208, параграф 39 в Б-6 и параграф 14 в учебнике П-6, см. в почте, материал «Моховидные»

ДЗ на 22.12.
Законы Менделя

Планируется небольшая КР по теме "Исследования Г.Менделя". Предполагаемые вопросы:
  • назовите даты жизни Г.Менделя, назовите дату, место публикации его главной работы,ее название;
  • в чем состоит гибридологический анализ?
  • в чем состоит....закон Менделя?
  • объясните значение термина Х из табл.24.2, т.3 ГСТ
Материалы для подготовки – ГСТ, т.3, стр.180-188.
Кроме того, на отдельном листочке решите 5 задач, см. почту

ДЗ на 18.12.
Еще раз про водоросли
  1. Выполните два упражнения "Создайте подписи к рисунку", первое упр. и второе упр., оба пришлите в электронном виде вечером в среду.
  2. Прочтите текст про эндосимбиоз из книги Акимушкина. Выпишите для себя примеры эндосимбиоза водорослей и животных
  3. Внимательно изучите раздел про водоросли в УС, стр.201-206
  4. Письменно ответьте на вопросы

ДЗ на 11.12.
Работа над ошибками в КР"Разнообразие грибов и лишайников". Подготовка к КР по теме "Водоросли"
  1. Выполнить работу над ошибками в КР "Разнообразие грибов и лишайников. Обязательно используйте странички нашего сайта "Грибы, изучаемые в школе" , "Разнообразие лишайников" и "Экология лишайников. Практическое использование лишайников" Бланк работы выслан по почте.
  2. Нужно подготовиться к КР "Водоросли". Для этого научитесь отвечать на следующие вопросы.
    1. Какие организмы называют водорослями? (см. тетрадь)
    2. От каких водорослей произошли наземные растения? (см. тетрадь)
    3. Какие водоросли родственны наземным растениям не более, чем животные или грибы? И почему? Какие известные вам группы водорослей современные биологи не называют растениями? И почему? (см. странички «Эндосимбиоз» и «Система водорослей» на нашем сайте)
      Для подготовки к вопросам №№ 4-9 используйте страничку про зеленые водоросли на нашем сайте)
    4. Нарисуйте общую схему строения хламидомонады, улотрикса, спирогиры
    5. Что называют хроматофорами? Какую форму они могут иметь? Что такое пиреноид?
    6. Чем отличается оболочка хламидомонады от клеточных стенок других зеленых водорослей?Зачем хламидомонаде сократительные вакуоли? Есть ли у нее вакуоль с клеточным соком?
    7. Приведите примеры вегетативного, бесполого с помощью спор и полового размножения у зеленых водорослей. Назовите способы размножения хламидомонады, улотрикса, ульвы, спирогиры
    8. Нарисуйте жизненные циклы хламидомонады, улотрикса, ульвы, спирогиры. Отметьте гаплоидные и диплоидные стадии, а также этап, на котором происходит положение мейоз.
    9. Приведите примеры зеленых водорослей с разными типами слоевищ(одноклеточные талломы, самые простые колониальные, сложный колониальный таллом, нитчатые, пластинчатые талломы, сифоновые или сифональные, наиболее сложно организованные талломы), кроме сайта см. тетрадь и Медникова
    10. Опишите различия в строении или местообитании или роли в биосфере у водорослей 3-х групп, зеленых, красных и бурых, см. ваши таблицы из ДЗ на 4.12
    11. Опишите роль в биосфере диатомовых водорослей, кокколитофорид, панцирных жгутиконосцев (см. ваши таблицы из ДЗ на 4.12)
    12. Приведите пример симбиоза водоросли и гриба. Приведите не менее 3-х примеров эндосимбиоза водорослей и животных разных классов. СМ. Медникова.
    13. Опишите использование человеком водорослей тех групп, что рассмотрены в ваших таблицах из ДЗ на 4.12

ДЗ на 8.12.
Подготовка к зачету по теме "Размножение. Онтогенез. Часть вторая."

Для подготовки, кроме указанных материалов, рекомендую использовать отксерокопированные страницы из пособия Сидорова, а также УС, стр. 299-300.
  1. Нарисуйте схему строения сперматозоида (как вариант, нарисуйте схему строения яйцеклетки морского ежа), см. embri2.pdf и ГСТ
  2. Какие животные называются первичноротыми, а какие вторичноротыми, и почему? см. файл Ontogenesis2.pdf
  3. Что называют зародышевыми оболочками? Перечислите зародышевые оболочки. У каких животных они бывают? В чем их функция? См. Ontogenesis2.pdf
  4. Первичные и вторичные половые признаки у человека, см. Ontogenesis2.pdf.
  5. Строение и функционирование внутренних половых органов человека, ГСТ, т3
  6. Два главных принципа гормональной регуляции – иерархическая организация и многочисленные отрицательные обратные связи, на примере гуморальной регуляции работы гонад, см. тетрадь и Ontogenesis2.pdf
  7. Главные функции ФСГ, ЛГ, тестостерона, эстрогена, прогестерона, ГСТ, можно вики.
  8. Менструальный цикл. События в яичнике, в матке и изменение секреции гормонов Сравнение с эстральным циклом. ГСТ, тетрадь, embri2.pdf
  9. Оплодотворение у человека: как долго живет сперматозоид в женских половых путях, как долго живет яйцеклетка после овуляции, как проникает сперматозоид внутрь яйцеклетки, что происходит внутри, когда начинается дробление, что такое бластоциста, на какой день происходит имплантация, почему у человека нет ни настоящей яйцеклетки, ни настоящей зиготы, см Ontogenesis2.pdf, Сидоров, ГСТ
  10. Этапы эмбрионального развития человека. Бластоциста. Имплантация. Плацента, пупочный канатик. См. Сидоров, Ontogenesis2.pdf, ГСТ.
  11. Рождение. Кормление. См. Сидоров, ГСТ.
  12. Факторы, нарушающие нормальное развитие, см. Сидоров, и ГСТ
  13. Периоды постнатального развития человека. Краткая характеристика каждого. (периодизацию см. в Ontogenesis2.pdf, а краткую характеристику периодов см. у Сидорова)
  14. Развитие прямое и непрямое. Преимущества и недостатки. СМ. УС, стр 98
  15. Метаморфоз у лягушки и у насекомых. Гормональный контроль. Неотения. Ontogenesis2.pdf, тетрадь

ДЗ на 4.12.
Темы "Разнообразие водорослей".
  1. Выучите особенности водной среды обитания, см. УС, стр. 407
  2. Выучите названия и особенности жизни основных экологических групп гидробионтов (нейстон, нектон,планктон, бентос), см. УС, стр. 408
  3. Выучите принятые названия типов взаимоотношения между организмами в со обществах, см. УС, стр. 412-413
  4. Прочтите главу 4 из книги Медникова и заполните три присланные вам таблицы. Имеет смысл сначала посмотреть, что ожидается в таблицах, а затем читать и параллельно их заполнять. Все делаете и сдаете в электронном виде. Обратите внимание, что информацию про некоторые водоросли придется искать в разделе, посвященном простейшим

ДЗ на 1.12.
Подготовка к зачету по теме "Размножение. Онтогенез"
Вопросы к зачету по теме «Размножение. Онтогенез», часть первая. 1 декабря 2015
  1. Что называют размножением? Основные способы размножения, примеры. (тетрадь, УС, стр 90-92, Б-11 § 4)
  2. Сравните недостатки и преимущества бесполого и полового размножения (тетрадь, УС стр 91 -92, ГСТ, т.3,
    таблица 21.2, стр56)
  3. Что называют партеногенезом? Опишите особенности партеногенеза у пчел и у дафний, см. тетрадь.
    Какие преимущества дает партеногенез? Какие недостатки есть у этого способа размножения?
  4. Какие бывают способы определения пола? Привести примеры, см. SEX.pdf
  5. Что значат такие термины, как «гамета», «зигота» , «половой процесс», «изогамия», «гетерогамия», «оогамия»? (см. тетрадь)
  6. Что называют внешним и внутренним оплодотворением у животных? Сравните преимущества и недостатки
    этих способов оплодотворения, см. УС, ст.94.
  7. Что называют гаметогенезом? Основные этапы гаметогенеза, см. ОБ, § 33, или , что хуже , Б-11, § 23.
  8. Сравнение оогенеза и сперматогенеза (на примере человека), см. картинки и табл. в embrio2.pdf
  9. Что называют онтогенезом? Основные этапы онтогенеза, см. тетрадь и УС, стр. 96-98
  10. Объясните содержание терминов «дробление», «бластула», «бластодерма», «бластоцель», «гаструляция», «гаструла», «гастроцель», «бластопор», «первичная кишка», «нейрула», «нейруляция», «дифференциация», «морфогенез», см. тетрадь, УС, стр. 97, Б-11, стр 30-32.
  11. Что называют зародышевыми листками? Назовите ткани и органы, являющиеся в основе своей производными какого-либо зародышевого листка, см. картинку в embrio2.pdf и УС, стр 97 .
  12. Каких животных называют двуслойными, а каких трехслойными, и почему?, см. тетрадь и файл Ontogenesis.pdf.
  13. Какое явление называют первичной эмбриональной индукцией? Приведите пример, см. файл Ontogenesis.pdf.
  14. Какое явление называют вторичной (третичной и т.д.) эмбриональной индукцией? Приведите пример, см. файл Ontogenesis.pdf
  15. Что такое регенерация? Примеры регенерации., см. последний раздел в присланном вам файле уч. Вилли.pdf

ДЗ на 27.11.
Подготовка к зачету по теме "Грибы и лишайники"
  1. Выучить историю открытия пенициллина (см. файл в почте)
  2. Выучить тему "Лишайники" по конспекту в классной тетради
  3. Изучить внимательнейшим образом главу №8 в учебнике Б-6, а затем раздел 4.3 (стр 165-173) УС.
    Параллельно с чтением учебников заполняйте две таблицы примеров (шаблоны см. в почте) и добавляйте в ваши шпаргалки способы использования грибов и лишайников человеком, о которых вы узнали из учебников